фото из галереи

Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.

Наши новости

2017-06-01 Мы помним! Мы гордимся!
9 мая  –  великое  и   всеми любимое  торжество. Оно объединяет...


2017-06-01 Дорогие братия и сестры!
Сердечно поздравляем Вас с наступающим Днем Победы! И как...


все новости


Спасо-Влахернский женский монастырь. Насельницы, духовенство и святые подвижники

В 1891 году монастырь  посетили великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной.  Подробного описания этого события, к сожалению, не сохранилось – лишь только короткая запись в летописи. Но, по-видимому, впечатление у сестер остались о нем теплые, поскольку упоминается оно во многих изданиях и статьях. Уже в наши дни в возрожденном монастыре, в память о том дне и о самой  великой княгине мученице Елизавете Федоровне,  была установлена икона с ее изображением. Этот образ, вместе с иконами других новомучеников земли дмитровской: Епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским), схимонахиней Рафаилой (Вишняковой) и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым),  находится в храме  Димитрия Солунского, рядом с мощами преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной).

Матушка Параскева  была духовной дочерью епископа Дмитровского Серафима (Звездинского). В 1921 году он постриг Параскеву без перемены имени в рясофор, определив ее в Спасо-Влахернский женский монастырь. Родом  она была с Украины, росла в благочестивой семье и не помышляла ни о какой иной судьбе, кроме служения Богу и жизни в монастыре. На дмитровской земле Параскева оказалась после эвакуации в 1914 году Турковицкого монастыря, в котором она подвизалась.  Так и  осталась в Дмитрове по послушанию.  В 1931 году Параскева (Матиешина) была арестована и отправлена в ссылку в Казахстан. Арестовали за веру, но в гонениях ее вера только укрепилась. После ссылки вернулась в Дмитров. Претерпев болезни и лишения, она до конца дней старалась помогать людям. В последние годы своей жизни матушка Параскева жила в домах своих духовных чад – то у одних, то у других. Когда здоровье ее, подорванное в лагерях, совсем стало плохим матушку Параскеву забрала к себе Александра Васильевна Сулима – вдова с темя детьми на руках.  В 1953 году, в праздник Введения Богородицы, матушка Параскева отошла ко Господу. 11 сентября  2001 года было совершено обретение честных мощей преподобноисповедницы Параскевы. Рака со святыми мощами находилась в  церкви «Нечаянная радость», а затем ее перенесли во вновь выстроенный храм великомученика Димитрия Солунского. В 2009 году была издана, а в 2015 – переиздана с дополнениями Книга «Житие преподобноисповедницы Параскевы Спасо-Влахернской».
Находясь в Спасо-Влахернском женском монастыре, матушка Параскева (Матиешина) очень сблизилась со схимонахиней Рафаилой (в миру Мария Архиповна Вишнякова), считая ее своей духовной матерью. Схимонахиня поступила во Влахернскую обитель в 1918 году. Когда Спасо-Влахернский женский монастырь закрыли,  схимой матушки Рафаилы стал подвиг странничества. В 1938 году ее арестовали. 17 февраля она была расстреляна на Бутовском полигоне… В память о ней на одном из колоколов Собора Спаса Нерукотворного отлито ее изображение.
На территории монастыря, между храмами Димитрия Солунского и Спаса Нерукотворного,  есть две могилы. Здесь похоронены схимонахини Серафима (Кочеткова) и Мария (Буторова).

Схимонахиня Серафима 33 года пролежала в параличе, занималась непрестанной молитвой, достигла большой духовной высоты, обладала даром прозорливости. Матушку Серафиму  почитали как старицу и люди обычные, и молитвенники подвижники Серафим (Звездинский) и архимандрит Серафим (Битюгов). В 1928 году матушка Серафима отошла ко Господу. Она сама предсказала день своей кончины, как и то, что случиться тогда в монастыре беда. Вечером после похорон в монастыре (артели «Влахернской»)  был пожар. В этом же году артель была закрыта властями.

Другая незабвенная старица, схимонахиня Мария, была слепа с четырехлетнего возраста, в результате  перенесенной болезни.  В год ее рождения (1861) Влахернское общежитие переименовали в монастырь, а через четыре года маленькая Мария стала его послушницей.  Схимонахиня Мария  хоть и не видела глазами, но обладала духовным зрением, была прозорливой. К ней также тянулись люди за утешением. После закрытия монастыря жила в деревне Свистухе. В 1939 году она отошла ко Господу. В этом же году сгорел храм великомученика Димитрия Солунского.
По промыслу Божию могилка матушки Марии оказались рядом с могилкой матушки Серафимы. Похоронены они были на кладбище близ канала (КИМ). В свое время старицы предсказывали закрытие монастыря, его разрушение, возрождение и то, что вернуться они в возрожденный монастырь.

Особую роль в спасении их праха  и перезахоронении  сыграли обычные люди, в их числе были журналист Сергей Федоров и настоятель Вознесенской церкви в  Перемилове. Этот  храм сохранял до нужного часа головинскую святыню «Спаситель в Терновом Венце», стал он и временным убежищем для матушек Марии и Серафимы.
Случилось так, что в Деденеве в  1987 году решили построить на месте старого кладбища дом для работников Канала им Москвы. Кто мог перезахоронить своих близких, сделал это. Остальные могилы подлежали уничтожению. Но у матушек Марии и Серафимы  никого не осталось из тех, кто мог бы похлопотать об их могилах на законных основаниях. А монастырь в те годы был еще закрыт. И вот тут появляется Сергей Федоров и берется за это дело по просьбе З.В. и Е.В. Киселевых, знавших о деденевских старицах. Сергей Федоров собрал и написал об этом большой материл. Частично он был опубликован в журнале «Мир Божий» в 1997 году. Работу проделали серьезную, но все же перезахоронение не было бы возможным без ходатайства какого либо храма. И храм Вознесения Господня в лице настоятеля Анатолия Пахмутова  пришел на помощь. Останки были перенесены в Перемилово на прицерковную территорию. Это произошло в 1987 году. О чине перезахоронения даже советовались со старцем Псково-Печерского монастыря   отцом Иоанном (Крестьянкиным). О матушках отец Иоанн сказал, что это были большие праведницы.

А в 2001 году  состоялось повторное перезахоронение и старицы вернулись в Спасо-Влахернский женский монастырь, как и предсказывали: «Мы будем на наших местах в своей церкви во Влахернском монастыре». Сюда к их могилкам часто приходят люди, подолгу сидят, о чем-то просят и по молитвам своим получают помощь.

В продолжение рассказа о Спасо-Влахернских святых мы снова вернемся в храм великомученика Димитрия Солунского. Здесь с правой стороны находится образ священномученика  Николая Крылова.  Отец Николай был последним священником Спасо-Влахернского женского монастыря перед его закрытием. Свое служение начал диаконом в 1909 году. В 1925 году епископ Серафим (Звездинский) рукоположил его во священника Спасской церкви. Это было самое время гонений на церковь. В 1928 году он становится настоятелем Спасского собора и духовником сестер обители.  Когда были репрессированы некоторые монахини  монастыря (точных сведений об их именах нет) и Владыка Серафим (Звездинский), отец Николай не оставлял их, писал им письма и как мог, поддерживал. Молился обо всех, кто к нему обращался.  В 1936 году арестовали и его самого, прямо во время богослужения.   На допросе он не выдал имена монахинь, которые скрывались по деревням. Был сослан  в Казахстан, в Карагандинский лагерь. Там, в лагере, в декабре 1941 года на отца Николая напали уголовники, обобрали его  и оставили замерзать на улице. Он опочил в ночь с 11 на 12 декабря 41-го года.  В 2000-м году (27 декабря) священник Николай Крылов был канонизирован в лике святых. На вышеупомянутом колоколе Собора Спаса Нерукотворного также находится его изображение.
Сведений о других священниках обители почти нет. Но по книгам о захоронениях и воспоминаниям жителей назовем имена, которые нам известны: Алексей Борисов, Федор Артемьев, Афанасий Иванов, Никита Фокин, Сергей Тарасов, Иаков Дмитриев, Иоан Иоанов, Василий Архангельский;   
Василий Синьковский, Фомиан Бычков, Андрей Савицкий, Павел Преображенский, Амфиан Куньев, Михаил Кадышев, Павел Любимов, Дмитрий Колесов.  
Священник Павел  Преображенский прослужил в монастыре более сорока лет.

Когда после разрухи монастырская жизнь  стала возрождаться, здесь служил священник  Валерий Журавлев. Его труд привел к вере и воцерковлению многих людей, теперь уже постоянных прихожан монастыря.

С момента основания Спасо-Влахернского женского монастыря и повторного открытия его,  здесь  постоянно проводились  работы по его обустройству, строительству новых зданий и храмов,   не прекращаются восстановительные работы и по сей день. Основная доля забот по обеспечению духовного  и материального существования монастыря, возложена была на его  настоятельниц – с Божией помощью и поддержкой добрых людей, каждая внесла свой деятельный вклад в развитие, процветание и возрождение монастыря.